В 1959 году впервые в практике полигонных измерений были введены
в строй фазометрические станции "Иртыш-Д", измерительные пункты были оснащены РЛС "Амур",
РЛС "Бинокль-Д", оптическими средствами КТ-50, КФТ-10/20, СКТ-1, СКТ-60.
Наряду с формированием измерительных частей и организацией
траекторных измерений на объектах полигона, проводилась работа по комплектованию и
организации Управления измерений и обработки.
Качественному совершенствованию измерительной техники уделялось большое внимание и в
течение 1962-1963 годов фазовые пеленгаторы "Иртыш-Д" были заменены на двухканальные
фазовые пеленгаторы "Висла-М".
До 1965 года на объектах измерительного комплекса была произведена замена приборов
программного наведения ППН-М1А на ППН-ДД, кинотелескопы КТ-50 заменены на кинотеодолитные
станции КТС, аппаратура СЕВ "Бамбук-А" на "Бамбук-К", заменены камеры и объективы
кинотелескопов СКТ-1.
Вместо РЛС "Амур" и РЛС "Бинокль" на вооружение ИК поступили более совершенные РЛС "Кама-А".
Следует отметить, что ввод новой измерительной техники,
такой как ДФП "Висла-М" и радиолокационная станция траекторных измерений "Кама-А",
был осуществлен на полигоне впервые в практике полигонных измерений.
Измерительные пункты были оснащены радиотехническими комплексами "Кубань",
аппаратурой измерения скорости "Чайка" и "Иркут", оптическими средствами ДФК и КНФ.
Несмотря на необустроенность и сложность жизни и службы на отдельных объектах, личный
состав измерительного комплекса успешно выполнял поставленные перед ним задачи по
обеспечению испытаний новой техники и систем вооружений.
К 1968 году на полигоне была полностью внедрена система автоматизированной обработки
измерительной информации "Курган", что позволило значительно сократить сроки и повысить
качество обработки результатов траекторных измерений.
За 10 лет существования измерительный комплекс и 3-е Управление
осуществляли обеспечение испытаний всех систем противоракетной и противовоздушной обороны,
которые поступали на полигон.
В эти годы проводились испытания таких систем ПСО как "Даль",
ЗРК С-75 и его модификации - С-75, -М, -М2, -М3, систем ПРО - система "А",
комплекс "Алдан", проводились первые пуски ракет 5Я27 комплекса ПРО "Азов".
Очередной этап в развитии измерительного комплекса наступил в конце 60-х начале 70-х годов.
|
|
Ракета ЗРК С-75 |
Ракета А-35. |
|
|
Ракета А-35 в контейнере. |
Пусковая системы А-35. 2007г. |
В это время для испытаний на полигоне поступили разработанный в НПО "Алмаз"
модифицированный вариант уже принятого на вооружение войск ПВО страны и хорошо себя
зарекомендовавшего ЗРК С-75 (комплекс получил наименование "Волхов-2", С-75М2)
и зенитно-ракетный комплекс повышенной дальности С-200В. Начались испытания систем ПРО
"Азов", закончились испытания системы "Аргунь".
Но требовалась более современная система ПВО, учитывающая перспективу развития
средств нападения противника и последние достижения науки и техники.
Такая система была создана в НПО "Алмаз" под руководством академика Б.В. Бункина и получила
наименование С-300.
По завершении разработки система была представлена на испытания
на полигон Сары-Шаган.
Из воспоминаний начальника отделения,
старшего лейтенанта Васильева Г.Ю.:
"Бросковые испытания ракеты системы С-300 проводились в конце зимы 1972 года, с автоплатформы,
установленной в степи в нескольких км. севернее 3-й команды 35-й пл.
Я помню эту боевую работу потому, что она отличалась новизной и черезвычайно сложными
условиями для РЛС "Кама-А" по захвату и сопровождению цели, поскольку ракета не была
оборудована приемоответчиком и имела огромную начальную скорость полета.
В таких условиях боевому расчету отделения (две РЛС "Кама-А") удалось получить,
очень необходимую информацию, именно на начальном участке полета ракеты. За успешное
выполнение этой работы я получил денежную премию - 20руб., с которой мы начали открывать
пляжный сезон на озере Балхаш, а потом продолжили в квартире у В.Иваницы."
|
| |
После проведения бросковых испытаний ракеты системы С-300 возникла
необходимость в создании новой измерительной трассы,
которая удовлетворяла бы повысившимся требованиям по своей протяженности и оснащению
измерительными средствами начинающихся испытаний.
Строительство "Южной" измерительной трассы в составе пристартовых измерительных пунктов
и трассовых - ИП-70 (на этом объекте с 1973 по 1976г. служил Тимонов) и ИП-79 началось
в 1972 году и завершилось в 1973 году.
Оснащены они были двухканальными фазовыми пеленгаторами "Висла-КМ",оптическими
средствами КТС, КФТ-10/20, СКТ-1-70, радиолокационными станциями "Кама-А",
телеметрическими станциями системы "БРС-4", аппаратурой системы единого времени.
Двухканальные фазометрические пеленгаторы "Висла-КМ" в эти годы были установлены почти
на всех объектах "Северной" и "Южной" трасс измерительного комплекса.
Поскольку практически на всех летательных аппаратах, участвующих в летных экспериментах,
проводимых на полигоне, устанавливалась бортовая аппаратура "Факел".
Учитывая высокую точность, надежность, большой рабочий диапазон по высоте и дальности,
ДФП "Висла-КМ" на протяжении всех последующих лет, вплоть до появления РТС "Веер",
оставался основным средством для получения траекторной информации (до 80-90% всего объема
информации в одном летном эксперименте) при проведении испытаний практически всех
систем вооружения и военной техники, а также для аттестации и паспортизации измерительных
средств и комплекса в целом.
С окончанием строительства измерительных пунктов "южной"
трассы завершается этап становления
измерительного комплекса как одной из составляющих оборудования полигона.
К моменту наступления пика интенсивности испытательных работ
на полигоне в начале 1975 года измерительный комплекс состоял из 17 измерительных пунктов,
среди которых было 9 трассовых и 8 пристартовых, общая протяженность измерительных трасс
составляла около 700 километров.
На полигоне завершилось создание уникального и не имеющего аналогов на территории страны
траекторного измерительного комплекса, оснащенного высокоточной измерительной техникой,
способного обеспечивать траекторными и радиотелеметрическими измерениями испытания широкого
спектра систем вооружения и военной техники - маловысотные, малоразмерные и высокодинамичные
летательные аппараты, самолетные и крылатые ракетные мишени, зенитные и баллистические ракеты,
искусственные спутники земли и сложные баллистические цели.
Как уже было сказано, на 70-80-е годы приходится основной пик интенсивности испытаний на
полигоне целого ряда систем вооружений для войск ПВО, ПРО, ВВС, ЗРВ, Сухопутных войск и РВСН.
Из систем противосамолетной обороны испытывались:
система С-200 и её модификации - С-200В, С-200ВЭ;
система С-300П;
начались испытания мобильного варианта системы С-300ПС и С-300ПМ.
|
|
Ракета ЗРК С-200. |
ЗРК С-300. |
Высокая профессиональная подготовка офицеров измерительного комплекса
и их ответственное отношение к выполнению поставленных задач в самых трудных условиях
позволяла решать, казалось бы, неразрешимые проблемы.
Настоящим испытанием профессионального мастерства всего
личного состава измерительного
комплекса стало участие в 1979 году в обеспечении экспериментов, отличающихся повышенной
сложностью и связанных с испытанием ЗРС С-300П в ходе учений, на которых применялись
массированные налеты авиации и других летательных аппаратов - всего в эксперименте
участвовало до 68 самолётов и вертолётов с одновременным обстрелом до 18 целей.
Возросшие требования по показателям надёжности и достоверности получаемых траекторных
и радиотелеметрических измерений, предъявляемые разработчиками систем вооружений,
сокращение высот и увеличение скоростей применяемых при испытаниях летательных аппаратов,
особенно в условиях плазмообразования, выдвинули целый ряд новых сложных задач,
которые требовали кардинального перевооружения всей системы полигонных измерений
более эффективными средствами измерений и обработки.
С учетом этих требований, на основании планов развития
лабораторно-испытательной базы ПИК,
в конце 70-х годов на вооружение стали поступать принципиально новые средства и системы
траекторных и радиотелеметрических измерений, что ознаменовало начало нового этапа
в развитии измерительного комплекса - этапа перевооружения.
Модернизация лабораторно-испытательной базы проводилась в двух направлениях -
поставка средств полигонных измерений, уже разработанных и выпускаемых промышленностью
серийно, их модификация в процессе эксплуатации и разработка и производство опытных
образцов перспективной измерительной техники с последующей апробацией в реальных условиях полигона.
В 1977 году было начато строительство технологических зданий и антенного поля для размещения
радиотехнической системы траекторных измерений 52Н6 "Веер" и подвижной моноимпульсной РЛС
высокой точности 16Ж6 "Кама-ИК".
Головным разработчиком РТС "Веер" было ОКБ МЭИ, в качестве
изготовителя и технического исполнителя выступило Львовское НПО имени Ленина и Львовский НИИ РТИ.
Новыми радиотехническими системами, которые должны были стать заменой морально
и технически устаревших фазовых пеленгаторов "Висла-КМ", планировалось оснастить
практически все трассовые измерительные пункты ИК.
Одновременно шла реконструкция технологических зданий для установки второй РЛС "Кама-К".
В 1980 году были проведены доработки и государственные испытания, по результатам которых
РЛС "Кама-ИК" была рекомендована государственной комиссией к серийному производству.
Таким образом, по результатам испытаний на полигоне при участии специалистов измерительного
комплекса, получила путевку в жизнь новая высокоточная РЛС траекторных измерений,
которая стала поступать на вооружение многих испытательных полигонов Министерства обороны.
В 1975 году поступила на испытания система импульсной световой
сигнализации СИСС, которая была предназначена для регистрации наземными оптическими
измерительными средствами параметров траектории полёта космических аппаратов в целях
высокоточного определения их орбит, а в 1976 году начались испытания системы с командным
устройством "Коралл-Д".
В декабре 1978 года был запущен первый космический аппарат, оснащённый бортовой аппаратурой
системы и одновременно на ИП-40 началась установка наземного оборудования управления СИСС.
В испытаниях этой системы принимали участие и внесли большой вклад в ее совершенствование
подполковники-инженеры А.И. Горохов, А.М. Артюшенко, Ю.Н. Логвиненко, майор-инженер
В.В. Калинский.
В 1978 году начались испытания по новой космической программе "Бор". Один из элементов
этой программы - многоразовый космический корабль (его габаритно-весовой макет) проходил
испытания на полигоне Сары-Шаган, измерительный комплекс и ведущие специалисты 3
Управления внесли
крупный научно-технический вклад в процесс испытаний.
Испытания продолжались в течение нескольких лет вплоть до
1988 года и успешно завершились. Результатом испытаний явилось создание орбитального
корабля многоразового использования "Буран", успешный запуск и полет в автоматическом
режиме которого, продемонстрировал победу отечественной науки и триумф советской космонавтики.
Новые, весьма ответственные задачи, которые встали перед измерительным комплексом в 70-е годы
в связи с началом испытаний принципиально новых систем вооружений для войск
Противовоздушной обороны страны, потребовали замены измерительной техники на более
современную, высокоточную.
На основании Распоряжения Совета Министров от 23 июня 1977 года в
целях расширения
возможностей измерительного комплекса была осуществлена закупка оптико-электронной
системы траекторных измерений у швейцарской фирмы "CONTRAVES", впоследствии получившей
название ОЭС "Янтарь".
Система "Янтарь" была одной из наиболее совершенных систем траекторных измерений такого
класса, используемых на испытательных полигонах ведущих капиталистических стран и по
своим техническим характеристикам значительно превосходила находящиеся в эксплуатации
отечественные средства траекторных измерений.
Достаточно сказать, что инструментальная ошибка кинотеодолита системы не превышала
5 угловых секунд. Такой точности не имело ни одно, выпускаемое отечественной промышленностью,
(и до сих пор не создано что-либо более совершенное и изящное!) оптическое измерительное средство.
Работы по вводу в эксплуатацию системы проводились под непосредственным руководством
командования ГУВ МО, НИИ-4 МО и ЛИИ МАП, где уже имелся опыт эксплуатации подобных
измерительных средств - оптико-электронной системы "Опал".
На основе анализа требований проектной документации на измерительный комплекс при испытаниях
систем Противовоздушной обороны, проходивших в это время или готовившихся к испытаниям,
было принято решение о размещении теодолитных постов системы на измерительных пунктах
"Южной" трассы - ИП-74, ИП-75, ИП-70 и ИП-79 - в стационарном варианте и ИП-21, ИП-22,
ИП-3/35 - в мобильном ("Северная" трасса).
В 1980-1981 годах аппаратура ОЭС "Янтарь" первой очереди - мобильные посты на ИП-21,
ИП-22 и ИП-3/35, командная станция и компараторы AFC были развёрнуты и прошли полигонные
испытания, которые подтвердили высокие тактико-технические характеристики системы.
К июню 1983 года закончились необходимые строительные работы теодолитных постов второй
очереди - на ИП-70, ИП-79, ИП-74 и ИП-75, был осуществлён монтаж и наладочные работы
аппаратуры, оборудования и вся система в целом - 7 теодолитных постов - была введена
в строй и приступила к работе.
Измерительный комплекс получил на вооружение уникальную высокоточную систему траекторных измерений,
которая позволяла в реальном масштабе времени получать траектории летательных аппаратов,
участвующих в эксперименте и даже такую важную характеристику, как "пролёт" - относительное
расстояние между двумя траекториями летательных аппаратов, участвующих в эксперименте
при условии одновременного сопровождения каждой цели не менее, чем двумя теодолитными постами.
Теодолитные посты были оборудованы аппаратурой видеосъёмки, которая позволяла представителям
предприятий-изготовителей испытываемых систем вооружения, не дожидаясь полной обработки
материалов регистрации, сразу после проведения лётного эксперимента делать выводы о
правильности тех или иных технических решений, поведении изделия во время полёта.
Такой или подобной системы траекторных измерений не имел ни один испытательный полигон
Министерства обороны.
Все последующие годы оптико-электронная система "Янтарь"
неоднократно подтверждала свою уникальность при испытании на полигоне практически
всех систем вооружения и была порой просто незаменимой в решении целого ряда задач
измерений по летательным аппаратам, не оборудованных бортовой аппаратурой ТИ.
В феврале 1984 года на полигон поступил опытный образец РЛС средней точности 38Ж6 "Кама-Н",
которая была предназначена для замены снятой с производства и морально устаревшей
радиолокационной станции "Кама-А", имевшей низкие точностные характеристики.
|